Саратов, ул. Рахова, д.137
+7 (8452) 32-47-31 / 48-42-11 Пн-Пт: 10–19, Cб: 10–18, Вс: 10–16.

ММ… Винил. Сравнительное тестирование головок звукоснимателя с подвижным магнитом.

Говорить сегодня о грампластинках как об устаревшем и изжившем себя носителе не осмеливаются даже самые заядлые поклонники «цифры». Стремительный рост популярности винила привел к тому, что дистрибьюторы не усевают завозить новые партии головок звукоснимателя, настолько быстро те улетают с прилавков

Будучи в Берлине на выставке IFA 2010, я не удержался от того, чтобы пройтись по торговым точкам с пластинками и техникой для их проигрывания. Первое наблюдение — новые диски теперь продаются даже в обычных магазинах электроники, рядом с играми для приставок и релизами на Blu-ray. Второе, гораздо более важное наблюдение — винилом активно интересуется молодежь. В магазине, торгующем подержанными изданиями, я увидел очень характерную картину. Из полутора десятков покупателей, методично исследовавших корзинки с товаром, только я и мой коллега оказались теми, «кому за 30». Остальные посетители — исключительно молодые парни и девушки. При этом у стоек с компакт-дисками народу было в 3 раза меньше. В принципе эту ситуацию отражают и цифры продаж носителей. Если за последние пять лет грампластинок ежегодно продается практически на 100% больше, чем годом ранее, то реализация компактов стабильно падает процентов на 20. Естественно, такое положение не могло не сказаться на предложении аппаратуры для проигрывания виниловых дисков. В частности, хороших звукоснимателей сейчас, пожалуй, даже больше, чем качественных картриджей, которые были доступны в годы расцвета аналоговой звукозаписи.
Человек, приобретающий сегодня проигрыватель виниловых пластинок, часто сталкивается с проблемой выбора соответствующей головки. Конечно, можно удовлетвориться штатно установленным вариантом, однако не всегда он вообще есть, либо же такой картридж не в состоянии обеспечить максимальное качество звука, на какое способна вертушка. Особенно это касается проигрывателей средней ценовой категории. В любом случае перед любителем винила рано или поздно встает вопрос о замене имеющейся головки. И тогда он обращает взор на более дорогие устройства.
В данном материале мы решили рассмотреть популярные модели ММ-звукоснимателей, доступные сегодня на российском рынке. Основным критерием отбора было максимальное качество звука, поэтому мы взяли головки, занимающие топовое и близкое к топовому место в линейках. Все представленные картриджи подходят практически к любым тонармам и согласуются с любыми фонокорректорами.


Тестовая система:

• Проигрыватели грампластинок: Thorens TD 524 с тонармом Origin Live Encounter mk3a, VPI Classic
• Фонокорректоры: Trigon Vanguard II, Rogue Audio Stealth
• Усилитель: интегральный усилитель Bryston B-100
• Акустические системы: Sonus Faber Cremona M


Тестовые записи

• AC/DC «Back in Black» (1980, Atlantic, K 50735)
• Free «Fire and Water» (1970, Island ILPS-9120)
• John Fogerty «Revival» (2007, Fantasy FLP-30523)
• Them Crooked Vultures (2009, DGC B0013785-01)
• Jimi Hendrix «Are You Experienced» (1967, Reprise Tri Color RS 6261)
• Kari Bremnes «LY» (2009, Strange Ways Records, Indigo 927641)
• Rolling Stones «Voodoo Lounge» (1994, Virgin Records V 2750)
• Clair de Lune, London Proms Symphony Orchestra (1959, Living Stereo LSC-2326 (200 gr. Classic Records Reissue, Clarity Vinyl))
• Edward Grieg «Peer Gynt» (1958, Decca SXL 2012(Speaker’s Corner Reissue)
• Andrew Lloyd Webber «Cats» (1981, Polydor 2668 025)


Рубрикатор
Стр. 2 - Goldring 2500
Стр. 3 - Grado Reference Sonata
Стр. 4 - Rega Exact
Стр. 5 - Ortofon 2M Bronze, Ortofon 2M Black
Стр. 6 - Nagaoka MP-300, Nagaoka MP-500
Стр. 7 - Итоги

Указанные цены являются ориентировочными

Goldring 2500

Цена - 13 500 руб.


Большая и тяжелая головка Goldring 2500, будучи самой недорогой в нашем тесте, тем не менее занимает верхнюю строчку в иерархии новых ММ-моделей английской компании. Правда, назвать сам картридж английским можно с некоторой натяжкой — разработан и изготовлен он в Японии

Казалось бы, серия с индексом 2000 должна была сменить заслуженную 1000-ю, многие годы верой и правдой служившую любителям винила во всем мире. Однако фирма-производитель решила не увольнять ветеранов, и резко отличающиеся от них по дизайну новые головки просто заняли другое место в линейке. Осталось проверить, насколько изменился их звуковой почерк по сравнению с предшественниками.
Goldring 2500 упакована в аккуратную черную коробочку с серебристыми надписями, внутри которой находится лоток из толстого дымчатого пластика, закрытый изящной сдвигающейся металлической крышкой с рельефным логотипом компании. Правда, сам картридж винтами там не закреплен, а просто плотно вставлен в вырез в поролоновом уплотнителе. Помимо него, в коробке есть инструкция, переведенная, что особенно приятно, на русский язык, плюс винты и шестигранный ключик.
Учитывая довольно необычную округлую форму устройства, неопытным пользователям его юстировка может даться с трудом. При выставлении картриджа по точкам нулевой погрешности и при регулировке азимута и вертикального угла следования ориентироваться придется не на грани корпуса, а непосредственно на положение самого кантеливера и иглы. А то, что в Goldring 2500 установлен алмаз сложной заточки Vital, делает головку особенно чувствительной к правильной настройке геометрии. Рекомендуемая производителем прижимная сила в 1,75 г полностью соответствует слуховым впечатлениям. Любое изменение ее величины как в большую, так и в меньшую сторону приводит к искажению частотного баланса, поэтому отклоняться от предлагаемого Goldring значения более чем на 0,05 г не стоит.
Первая же пластинка, прослушанная с данным картриджем, принесла в некотором роде откровение. От привычного голдринговского звука — мягкого, со слегка расслабленным басом и сглаженной серединкой — не осталось и следа. 2500-й очень динамичен, линеен и нейтрален. Разрешение на средних частотах не вызывает нареканий, мужской и женский вокал абсолютно правдоподобны. Особенно радует правильная передача тембра скрипок. Подкупает отличная сбалансированность всех диапазонов, и если в первые несколько часов головка покажется вам резковатой, не торопитесь с выводами — ей надо разыграться хотя бы в течение суток. Пусть самый нижний бас все-таки не настолько хорошо очерчен и динамичен, как у хорошего МС-картриджа с низким выходом, в большинстве систем он будет восприниматься как близкий к совершенному. Отдельно скажем о восприимчивости к состоянию пластинки — несмотря на сложную заточку алмаза, головка ведет себя в канавке не так тихо, как некоторые из конкурентов, поэтому диски с неидеальным состоянием будут звучать не лучшим образом.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Goldring 2500 | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Податливость подвеса, см/дин – 20 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 6,5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 550 | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,5—2,0 (номинальная 1,7) | Разделение каналов, дБ – более 20 | Заточка иглы – Vital | Масса, г – 8,2


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: динамичный и подвижный бас, отличные тембры живых инструментов, сбалансированная подача
Минусы: скругленный корпус немного усложняет юстировку


Вывод:
Будучи самой недорогой в нашей подборке, Goldring 2500 продемонстрировала едва ли не самое зрелое звучание. Уверенная рекомендация


Grado Reference Sonata

Цена - 24 000 руб.

Grado Reference Sonata, ранее известная как Grado Signature, присутствует на рынке уже более десяти лет. И за это время она обрела во всем мире большое количество поклонников, среди которых есть и редакторы нашего журнала

Джон Градо, наследник основателя компании Джозефа Градо, не стал кардинальным образом реформировать политику фирмы, однако именно ему мы обязаны появлением двух версий головок в «деревянной» серии. Модели со словом Reference в названии имеют выходное напряжение 5 мВ, а те же головки с гордым обозначением Statement выдают всего 0,5 мВ и, соответственно, имеют меньшую подвижную массу и теоретически должны обеспечивать более высокое качество звука. По большому счету, это правда, однако у них есть серьезное эксплуатационное ограничение. Если выходного напряжения в полмилливольта вполне достаточно для подключения к любому МС-корректору или трансформатору, то с сопротивлением дела обстоят гораздо сложнее. Головки Statement любят видеть на входе 47 кОм, а это значит, что использовать их следует только с теми корректорами, которые позволяют регулировать входное сопротивление. С серией же Reference все гораздо проще — ее модели можно использовать с любым ММ-корректором, выносным либо встроенным в усилитель.
Установка картриджа не занимает много времени благодаря форме его корпуса, позволяющего четко видеть положение иголки и кантеливера относительно шаблона. Будучи построена по принципу MI (moving iron), Grado Reference Sonata не должна бы иметь определенных проблем, присущих традиционным ММ-головкам, однако теория не всегда подтверждается практикой. Еще одна особенность, отличающая представителей серии, — невозможность самостоятельно заменить иглу по истечении срока службы (притом что младшие модели Grado позволяют делать это). Для продления жизни головки ее надо будет отправить производителю, который предоставит вам новую с существенной скидкой.
Вследствие довольно высокого уровня выходного сигнала картридж способен прокачать любой корректор, однако первые впечатления от его звучания, вероятнее всего, не вдохновят тех, кто любит экспрессивную и динамичную подачу. Мягкость и еще раз мягкость — вот девиз Grado. В любой записи, будь то мужское или женское пение, живые инструменты или даже разудалая электронная музыка, саунд остается комфортным и неутомительным. Правда, достигается это за счет некоторого сглаживания микродинамики и опускания тонкостей артикуляции в вокальных партиях, однако такому ретропрочтению безоговорочно веришь. Надо признать, что для большинства современных систем подобная манера скорее благо, чем недостаток. Если вы не требуете от своей аппаратуры ультимативного разрешения и высочайшей детализации высоких частот, то Grado Sonata Reference подарит множество часов наслаждения любимой музыкой без какой-либо усталости. Бас плотный и подвижный, к глубине тоже сложно предъявить претензии. Правда, по-настоящему низкочастотный диапазон оживает при работе картриджа с корректором, обладающим коэффициентом усиления выше 40 дБ. Sonata не только отлично передает заводные вещи AC/DC с «Back in Black», но и, например, удерживает в узде обильный и густой бас с альбома Them Crooked Vultures, легко теряющий свой драйв и превращающийся в гул, если где-то в системе низы выходят из-под контроля. Что же касается исполнения женского вокала с последнего альбома Кари Бремнес, то в этом Sonata Reference не было равных среди всех участников теста.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Grado Reference Sonata | Тип преобразования сигнала – подвижное железо | Частотная характеристика, Гц – 10—60 000 | Податливость подвеса, см/дин – 20 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 475 | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,5 | Разделение каналов, дБ – 40 | Заточка иглы – эллипс | Масса, г – 6,5


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: комфортный и неутомительный звук, динамичный бас, потрясающий женский вокал
Минусы: ограниченные ВЧ, чуть сглаженные микродинамика и атака


Вывод:
Идеальный вариант для тех, кто любит мягкое и наполненное звучание с акцентом на нижнюю середину, напоминающее об уютном звуке классических моделей


Rega Exact

Цена - 15 872 руб.

Рэй Ганди настоятельно рекомендует использовать картриджи Rega в связке с фирменными проигрывателями и тонармами. Мы решили посмотреть, как поведет себя лучшая ММ-головка фирмы Exact вне родной стихии

Конструкция всех ММ-картриджей Rega примерно одинакова, отличаются они друг от друга только качеством алмазов и прочих материалов. Как и у дорогих моделей Grado, у них нет сменных игл, которые пользователь мог бы заменить самостоятельно. Такое решение, кстати, совершенно оправданно с точки зрения достижения максимального качества звука, поскольку радикально снижает внутренние вибрации в корпусе. Несмотря на высокое положение в фирменной иерархии, продается Exact в достаточно скромном виде: маленькая коробочка из белого пластика, в которой головка удерживается в небольшом вырезе на поролоновой подушечке, — вот и вся упаковка. Корпус праздничного желтого цвета традиционно сделан из полимера Pocan, а игла со сложной заточкой Vital установлена на довольно длинном алюминиевом кантеливере. Гео­метрия картриджа рассчитана на работу с тонармами Rega, смонтированными на фирменных проигрывателях. Об этом свидетельствует не только маленькая высота изделия, но и наличие отверстия для третьего крепежного винта, а также длина корпуса. В случае тонармов с коротким шеллом могут возникнуть сложности: головка просто упирается в заднюю стенку и выставить ее по шаблону удается далеко не сразу. Тем не менее особых трудностей с юстировкой мы не испытали, а высокое выходное напряжение в 7 мВ позволит использовать любой ММ-фонокорректор.
Несмотря на свой скромный вид, модель продемонстрировала очень зрелый саунд, один из лучших в тесте. Главное его отличие — хорошая сбалансированность без явных перекосов в ту или иную часть диапазона. Собранность и ритмичность почерка превосходно проявилась в «All Right Now» с оригинального альбома Free. Если в этой записи картридж хоть немного затягивает послезвучия, особенно в НЧ-области, то композиция как бы разваливается на составляющие ее инструментальные партии и исчезает стена звука. Rega Exact же воспроизвела эту незатейливую вещь в соответствии со своим названием — точно так, как нужно: слитно, отчетливо, с идеальным попаданием в ритм. С тембрами тоже все в полном порядке, скрипки играют очень правдоподобно, и при этом они всегда легко отличимы от альтов. Пусть головке и не хватает немного проникновенности в вокале, — в голосе Кари Бремнес становится чуть меньше эмоций и мелких инфлексий, — она рисует крайне естественное музыкальное полотно. Это как раз тот редкий случай, когда предложенной интерпретации веришь безоговорочно. В аудиофильских кругах бытует мнение, что ММ-головки впечатляюще работают только в недорогих системах со средним разрешением. Действительно, для некоторых моделей такое замечание справедливо, но не для Exact. Ее можно смело включать в состав весьма дорогих комплексов, и она не ударит в грязь лицом. Конечно, тягаться с дорогими МС-картриджами во взрывной динамике и пространственном разрешении ей не под силу, однако и никаких существенных претензий к ней не предъявишь. Кстати, следует отметить еще один важный факт. Если несколько лет назад Rega Exact была самой дорогой ММ-головкой на рынке, то сегодня те 500 долларов, что за нее просят, уже не кажутся чрезмерными. И даже в нашем тесте она оказалась одной из наиболее доступных.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Rega Exact | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Податливость подвеса, см/дин – нет данных | Выходное напряжение, мВ – 6,8—7,2 | Внутреннее сопротивление, Ом – нет данных | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,75 | Разделение каналов, дБ – нет данных | Заточка иглы – Vital | Масса, г – нет данных


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 85%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: ритмичный слаженный звук, правдоподобные тембры, приемлемая цена
Минусы: нельзя самостоятельно заменить иглу


Вывод:
Rega Exact прекрасно проявляет себя и вне фирменного окружения. Это одна из лучших ММ-головок на рынке


Ortofon 2M Bronze
Ortofon 2M Black

Цена - 15 000 / 19 000 руб.


В 2008 году всех любителей винила ждал приятный сюрприз. Когда уже никто и не надеялся на появление новых моделей фирменных MM-головок Ortofon, — серия ОМ оставалась неизменной на протяжении многих лет, — было объявлено о завершении работы над линейкой принципиально новых ГЗС с индексом 2M

Создал серию бессменный разработчик Ortofon Пер Уинфилд, приложивший руку к большинству головок Ortofon, выпущенных в последние 30 лет. В нашем тесте участвуют два старших представителя данной серии, 2M Bronze и 2M Black. Как ясно из названия, помимо конструктивных особенностей они отличаются друг от друга и цветом. Итак, начинаем знакомство со второго по старшинству картриджа — 2M Bronze. Как и у всех членов семейства 2M, его корпус внешне напоминает кончик сложно заточенного алмаза, что в сочетании с оранжевым пластиком вставки придает ему загадочный и необычный вид. Сквозь полупрозрачные стенки видны магнитная система и место крепления кантеливера, чья довольно толстая трубка изготовлена из алюминия, а на конце установлен цельный алмаз с заточкой Fine Line. Несмотря на довольно внушительный размер головки, штырьки для соединения с проводами шелла расположены весьма близко друг к другу, поэтому монтаж потребует определенной сноровки, особенно если клеммы затянуты в толстый кембрик. Выставление головки в трех плоскостях по шаблону не занимает много времени, при этом Bronze умеренно капризна к точности регулировки, например, вертикального угла следования. Как и у всех знакомых мне современных моделей Ortofon, рекомендованная прижимная сила (1,5 г) и на практике оказалась идеальной.


Ortofon 2M Bronze

Ortofon Bronze обладает характерным для новых моделей фирмы саундом — звонким и динамичным, с отличной атакой и разборчивой серединой. Гитара Джона Фогерти в «Somebody Help Me» шершавая и бодрая, ударная установка прорисовывается весьма фактурно, бочка звучит увесисто, с оттягом. Так же подаются и композиции любых электронных жанров — плотно, мощно, с должной мерой низкочастотного напора, не выходящего из-под контроля. Голоса певцов очень разборчивы и внятны, однако при вступлении бэк-вокалистов, записанных с высоким уровнем, иногда возникает некоторая крикливость. Тембры струнных и духовых близки к натуральным, саксофон не режет слух даже на довольно высокой громкости, и лишь иногда прорывается та толика резкости, которая говорит о том, что у головки есть старшие товарищи, коим и положено быть свободными даже от мелких недостатков.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Ortofon 2M Bronze | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – 20—29 000 (–3 дБ) | Податливость подвеса, см/дин – 22 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 1200 | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,4—1,7 (номинальная 1,5) | Разделение каналов, дБ – 26 | Заточка иглы – Fine Line | Масса, г – 7,2


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: динамичный, открытый звук с хорошей атакой, оригинальный дизайн
Минусы: небольшая крикливость на фортиссимо


Вывод:
Превосходный картридж для любого тонарма, лишенный существенных недостатков




Ortofon 2M Black

Единственное отличие старшей модели от Bronze, помимо цвета вставки, — длинная тонкая иголка с заточкой Шибата, с радиусами 6 х 50. В остальном головки идентичны — выходное напряжение, вес, податливость и рекомендуемая прижимная сила у них одинаковы. Переходим к прослушиванию.
С первых же тактов прелюдии Массне стало понятно, что головка по праву занимает верхнюю строчку в ММ-иерархии Ortofon. Тончайшая нюансировка, нежные, шелковые тембры скрипок, безупречный переход к фортиссимо со вступлением виолончелей — все говорит в пользу 2M Black. Сама собой возникла ассоциация со знаменитым Denon DL-103, о котором часто говорят, что это «МС, звучащий как хороший ММ», только в случае с Ortofon 2M Black сравнение идет в противоположном порядке. Картридж демонстрирует атаку и динамику, сравнимую с неплохими МС-вариантами, но при этом сохраняет слитность и мощь низкочастотного диапазона, свойственные обычно характеру моделей с подвижным магнитом. По точности следования ритмическим линиям головка напоминает метроном — всегда в темпе, никаких задержек, четко и быстро. От такой подачи выигрывают все жанры, и даже в самых скучных композициях, доселе звучавших совершенно буднично, вдруг прорезается мелодика и открывается интересный ритмический рисунок. Как и младшей сестре, головке нужно разыграться хотя бы два-три дня, тогда из звука полностью уходит суетливость и он становится поистине монументальным.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Ortofon 2M Bronze | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – 20—29 000 (–3 дБ) | Податливость подвеса, см/дин – 22 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 1200 | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,4—1,7 (номинальная 1,5) | Разделение каналов, дБ – 26 | Заточка иглы – Fine Line | Масса, г – 7,2


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: великолепные тембры, блестящая динамика, высокое разрешение
Минусы: не обнаружено


Вывод:
Лучшая головка в тесте, абсолютно заслуженный Best Buy. Лучше нее уже только фирменные МС-модели


Nagaoka MP-500

Цена - 21 000 / 24 000 руб.


Головки японской компании Nagaoka официально появились на российском рынке относительно недавно. Тем не менее история фирмы насчитывает многие десятилетия, и некоторые ее модели были очень популярны во времена расцвета винила

Nagaoka — одна из немногих компаний-изготовителей головок звукоснимателя, которые имеют собственное производство алмазных игл. Да, практически все другие фирмы заказывают алмазы на стороне, в том числе и у Nagaoka. А это позволяет японцам делать картриджи оригинальной конструкции, предлагая в сравнимой ценовой категории решения, которые не встретишь у конкурентов. Начнем знакомство с младшей модели MP-300. Упакована она в аккуратную голубую коробочку, внутри которой находится пластиковый постамент с круглым углублением, закрытым прозрачным цилиндром. Под ним-то и спрятана головка. Выглядит она абсолютным пришельцем из 1970-х годов — прямоугольный продолговатый корпус с ушками, классической формы пластиковая вставка с иглой. Однако за внешней простотой скрывается довольно интересная конструкция. Буквы MP (Moving Permalloy) в названии указывают на то, что подвижный элемент изготовлен из сплава пермаллой, хорошо известного любителям магнитофонов. Еще одна важная особенность обеих моделей — применение тончайших кантеливеров из бора, излюбленного материала производителей дорогих МС-головок. Выходное напряжение у обоих участников составляет 3 мВ, что достаточно для большинства фонокорректоров. Заточка алмаза — эллипс. Старшее устройство MP-500 отличается тем, что подвес имеет более высокую податливость — 22 против 20, а также иглу с гиперэллипсоидной заточкой Line Contact. Рекомендованная прижимная сила — от 1,3 до 1,8 г (лучше устанавливать ее ближе к верхней границе коридора). Общий же недостаток моделей — отсутствие отверстий с резьбой для крепления к шеллу, уже ставших стандартом для дорогих головок.


Nagaoka MP-300

Еще одна головка в нашем тесте, очень похожая по звуковому почерку на современные МС-модели: чуть ограниченный, но точно очерченный бас, хорошая атака, динамичная середина. Пожалуй, струнные инструменты удаются Nagaoka MP-300 лучше всего, а особенно хороша акустическая гитара — звук максимально приближен к живому. Вокал тоже неплох, но, правда, мужским голосам немного не хватает низкочастотной основы. Картридж явно больше благоволит классическому репертуару, правильно выделяя группы инструментов в оркестре. И все же по мере прослушивания приходит ощущение, будто цельная звуковая картина как-то не очень складывается. Вроде бы все в порядке, однако басу слегка не хватает динамики, середине — одушевленности, и в целом звучание приобретает некий цифровой привкус. Все слишком аккуратно и ровно, хотя, возможно, и у такой подачи найдутся поклонники.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Nagaoka MP-300 | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – 20—25 000 (–3 дБ) | Податливость подвеса, см/дин – 20 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 3 | Внутреннее сопротивление, Ом – нет данных | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,3—1,8 | Разделение каналов, дБ – более 26 | Заточка иглы – эллипс | Масса, г – 8


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 85%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: хорошая детальность, нейтральная и уравновешенная подача
Минусы: суховатый бас, недостаточная слитность звучания


Вывод:
Неплохой вариант для любителей камерной классики и легкого джаза, в более динамичной музыке слегка не хватает напора




Nagaoka MP-500

Старшая головка производит более благоприятное впечатление, прежде всего в силу улучшившейся динамики. Правда, она все равно немного уступает Ortofon 2M Black по этому параметру, однако в низкочастотном диапазоне звук приобретает нужный напор. Гитара Хендрикса делается более фактурной, бочку в «Out Of Tears» Rolling Stones угадывать уже не нужно — она начинает ощущаться всем телом. В целом саунд картриджа наполненный, с хорошим разрешением, искрящийся и переливающийся серебром на ВЧ. Филигранная детализация опять навевает ассоциации с хорошим МС-вариантом. У обеих моделей Nagaoka явно прослеживается фамильный почерк, наиболее полно раскрываемый именно MP-500. Конечно, 24 000 рублей за ММ-головку могут показаться чрезмерной суммой. Однако не будем забывать об очень доступных сменных иглах — к примеру, для Nagaoka MP-500 вставка предлагается всего за 9100 рублей. Так что если вам придется по вкусу звук картриджа, то его длительная эксплуатация обойдется дешевле, чем в случае с конкурирующими моделями.


Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Nagaoka MP-500 | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – 20—25 000 (–3 дБ) | Податливость подвеса, см/дин – 20 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 3 | Внутреннее сопротивление, Ом – нет данных | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,3—1,8 | Разделение каналов, дБ – более 27 | Заточка иглы – Line Contact | Масса, г – 8


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: правдоподобные тембры, ровный и сбалансированный звук
Минусы: чуть-чуть не хватает динамики, высоковатая цена


Вывод:
Слегка отстраненное звучание с высоким разрешением наверняка найдет своих поклонников


Итоги

В целом все головки продемонстрировали звук высокого качества, существенно лучше того, что способны дать картриджи, которыми комплектуются проигрыватели среднего ценового диапазона. Поэтому несмотря на ряд критических замечаний, практически любой из звукоснимателей может оказаться для вашей системы хорошим выбором. Тем не менее по совокупности показателей, и особенно с учетом цены, определились основные лидеры. Безусловным победителем можно считать Ortofon 2M Black. Разработчикам удалось добиться почти идеального баланса, картридж превосходно справляется с записями всех жанров и, что важно, преподносит любую музыку как единое целое, ни на йоту не сбиваясь с ритма. Превосходная динамика, высокое общее разрешение — и заслуженная победа. Практически не уступил ему Goldring 2500, показавший столь же выдающийся результат, за исключением чуть сниженной динамики на НЧ, да и то только по сравнению с победителем. А с учетом самой низкой цены это вообще просто подарок. И наша рекомендация — от всего сердца. Еще одну рекомендацию получает головка Rega Exact, которой свойственны на удивление музыкальная подача материала и исключительно слитное звучание. Остальные участники тоже заслуживают внимания, однако их подводят либо незначительные погрешности в саунде, либо высокая стоимость.


Несколько практических советов о том, как добиться от протестированных моделей наилучшего звука


1) Тщательно выставляйте силу прижима, причем руководствуясь не только рекомендациями производителя, но и собственным слухом. Для этого просто обязательны хорошо тарированные весы, лучше всего электронные, хотя и с помощью традиционных Shure SFG-2 можно добиться правильных результатов.
2) Постарайтесь максимально точно выставить головку по шаблону, соблюдая не только горизонтальную, но и вертикальную геометрию. Особенно важны такие параметры, как азимут (вертикальный угол иглы по отношению к пластинке в поперечной плоскости) и угол вертикального следования (vertical tracking angle). Регулировать азимут приходится редко, учитывая, что тонарм, диск и корпус обычно параллельны друг другу (в крайнем случае, можно обойтись установкой прокладки под один из винтов, соединяющих головку и шелл), однако вторая величина очень сильно сказывается на звуке, особенно если алмаз имеет сложную многорадиусную заточку. Если ваш тонарм не позволяет непрерывно регулировать высоту, то желательно сделать это хотя бы при помощи прокладок между столом и основанием тонарма.
3) Правильно подбирайте фонокорректор. Хотя ММ-головки предъявляют меньше требований к корректору, чем модели с подвижной катушкой, разница в уровне выходного напряжения может привести к тому, что с корректором, обладающим небольшим коэффициентом усиления, более качественный картридж будет звучать не столь динамично, как менее дорогой конкурент.


Александр Чечелёв

По материалам: hi-fi.ru

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ