Саратов, ул. Рахова, д.137
+7 (8452) 32-47-31 / 48-42-11 Пн-Пт: 10–19, Cб: 10–18, Вс: 10–16.

CARY: ПРЫЖОК В МИР 300B.

Соединенные Штаты Америки стали родиной прямонакального триода - электровакуумной лампы, послужившей причиной появления на свет того, что мы сегодня называем одним емким словом АУДИО. Прошло несколько десятков лет, в течение которых конструкторы метались из одной крайности в другую, менялись представления о качественном звуке, но в итоге на лампах чуть было не поставили крест. Но то, что мы видим сегодня, иначе как всеобщим ламповым помешательством не назовешь. Играя на чувствах не слишком просвященной части меломанов, производители завалили рынок массовыми моделями по цене вплоть до 500 - 800 долларов. А более искушенные аудиофилы раскололись на два непримиримых лагеря: сторонников однотактной и двухтактной схемы. Одной из тех, кто стоял у истоков возрождения ламповой техники, а ныне смотрящих на происходящее вокруг не более чем как на никчемную суету, является американская фирма Cary Audio Design. Ее история целиком и полностью связана с жизнью идейного вдохновителя и основателя, конструктора Денниса Хэда, которму мы и посвящаем этот материал.

Первый такт

Отец Денниса был довольно известным скрипачом. Выступления струнного квартета, членом которого он был, регулярно транслировались местной радиостанцией города Кливленда, штат Огайо. Каждую пятницу вечером оркестр в полном составе собирался в доме Хэдов для репетиций, так что мальчик еще в раннем детстве усвоил, как звучит живая классическая музыка. Когда появлялась возможность, музыканты делали записи на металлических или ацетатных матрицах с помощью видавшего виды оборудования Western Electric и Westrex. Деннис же получил уникальную возможность сравнивать их звучание на своей аудиосистеме с исполнением тех же произведений «живым» квартетом. Дыхание настоящей музыки настолько глубоко отложилось в его памяти, что в дальнейшем он стал использовать фонограммы оркестра отца в качестве референсных для тестирования своей аппаратуры.

Другим фактом, сыгравшим весомую роль в дальнейшей судьбе Денниса, явилось то, что по соседству располагался небольшой магазинчик, торгующий аудиотехникой известной американской фирмы Fisher и никому не известной в то время японской Sony. Очередное прослушивание аудиосистемы, составленной из компонентов Fisher и Electro-Voice Hi-Fi, навело Хада на мысль попытаться добиться такого же звучания самостоятельно. В возрасте всего 11 лет он решил принять участие в выставке технических самоделок, которую организовала его школа. В качестве объекта для творчества Хэд выбрал ни много ни мало как полную домашнюю Hi-Fi-систему. Инвестиции для проекта составили заработок от продажи газет - традиционное занятие американских школьников и великодушные пожертвования родственников и соседей. Часть деталей и комплектующих была куплена по дешевке в магазинах, торгующих подержанными вещами, остальные - найдены на свалке и чердаке собственного дома.

В качестве источника сигнала для своего аудиокомплекса Деннису пришлось взять проигрыватель BSR с автоматической сменой пластинок. Если кто не знает, то были и такие: по окончании проигрывания одной пластинки автоматический толкатель сдвигал на опорный диск следующую и так далее. Стопка дисков росла, и условия воспроизведения, соответственно, изменялись в худшую сторону. Небольшой опыт подсказывал Деннису, что настоящий Hi-Fi-проигрыватель должен иметь короткий шпиндель и проигрывать только одну пластинку, но качественно. Решение проблемы было радикальным: с помощью ножовки по металлу молодой конструктор просто-напросто отпилил лишнюю часть шпинделя. Кроме того, ему пришлось сделать новое основание для вертушки из орехового дерева. Сегодня тот проигрыватель BSR можно с полным правом назвать «референсным».

Немного сложнее оказалось с акустическими системами. Широкополосные динамики диаметром 5 дюймов Хэд выдрал из подаренного ему настольного радиоприемника Norelco. Он договорился со школьным учителем столярного дела о том, чтобы оставаться после уроков и мастерить корпуса для своих громкоговорителей. Преподаватель даже согласился выделить ему несколько обрезков дерева, но когда увидел в руках Денниса динамики Norelco, обозвал затею идиотской и посоветовал ему их выбросить. Ничуть не смутившись, Деннис приступил к работе. Корпуса, которые он сконструировал для 5-дюймовых (127 мм) динамиков, имели 2 фута (61 сантиметр!) в ширину, 3 в высоту (93 см) и 2 в глубину! Несуразно маленький, по современным меркам, драйвер располагался точно в центре передней панели. Впрочем, сравните это со знаменитыми колонками Slamm фирмы Wilson Audio, а Хэд ведь сделал свои задолго до их появления. Школьный столяр же заявил, что это первые и последние акустические системы, которые он позволил сделать в школьной мастерской.

Усилитель... Он стал главной гордостью Хэда, на его доводку он потратил наибольшее количество времени. Вряд ли он слышал тогда о преимуществах той или иной схемы, но его первый усилитель на триодах 2А3 был однотактным, работал в «чистом» классе А и не имел обратной связи. Неожиданно встала проблема с изготовлением выходного трансформатора - узла, оказывающего наибольшее влияние на звук в ламповом усилителе. После долгих поисков Хэд нашел довольно неожиданный выход: вместо одного мощного трансформатора он установил три от старых радиоприемников, включив их параллельно. В корректоре для звукоснимателя он использовал лампы 6SL7 и 6C5. Единственной деталью аудиофильного качества в усилителе был регулятор громкости Philco, ради которого пришлось пожертвовать радиоприемником, подаренным соседом. Кабели для подключения громкоговорителей пришлось сделать из обмотки сетевого транформатора от игрушечной железной дороги, который был «убит» во время экспериментов с электромагнитами. С помощью простейшего измерительного оборудования начинающий конструктор определил, что усилитель способен выдавать целых 2 ватта чистого звучания (замеры проводились на синусоидальном сигнале частотой 442 Гц).

По словам Хэда, тот субботний полдень, когда за сконструированную им аудиосистему он был награжден почетной голубой лентой, стал одним из самых счастливых в его жизни. Его звук был действительно самым лучшим на выставке! Заслуженная награда вызвала спонтанный интерес ко всему, что имеет отношение к Hi-Fi. В течение нескольких последующих месяцев Деннис все свободное время проводил в местной библиотеке за чтением книг, посвященных радио и электронике. Он решил поднакопить знаний, чтобы поднять свою самодельную аудиотехнику на еще более высокий уровень. Примерно в это же время пытливый исследователь открыл для себя мир любительской радиосвязи. Отныне перед ним стояли две цели: высший Hi-Fi и лицензия на радиопередатчик.

Как-то, листая подшивку журнала «Radio and Electronics News», Деннис в июльском номере за 1954 год натолкнулся на статью, посвященную вакуумному триоду 300B производства Western Electric Company. По всему выходило, что эта лампа - как раз то, что нужно для модернизации его усилителя. Обзвонив нескольких дистрибьюторов - лампа оказалась редкостью, - Хэд в конце концов получил положительный ответ. Он сел на автобус и отправился в пригород Кливленда, в район, получивший название «радиоряды» из-за скопления в одном месте множества больших и маленьких фирм, торгующий радиодеталями. Менеджер одного из складов ответил: «Да, у нас есть эти лампы». Через несколько минут он вынес сине-белую коробку с надписью «Western Electric electron tube». Сильно волнуясь, Хэд открыл коробку: вот это да! Лампы выглядели значительно внушительнее 2А3, стоявших в его усилителе. Не думая, он сказал «ОК», и продавец тут же выписал чек: «Всего 10 долларов и 15 центов за пару, включая налог».

Неприятный сюрприз. Торговля газетами приносила Хэду 5 долларов в неделю. Пара 2A3 обошлась ему в 1 доллар, а кто-то из знакомых совсем недавно купил на распродаже партию 6L6 по 59 центов за штуку. Состояние Хэда приближалось к паническому. «Что ты так переживаешь из-за этих ламп? На 10 долларов можно купить столько 6L6, что их хватит на постройку 50-ваттного полного усилителя!» - пытались успокоить его приятели. Но решение было непоколебимо, и, заняв у друга недостающие 2 доллара, Хэд, как он сам потом говорил, совершил прыжок в «мир 300B».

Субботним вечером для скептически настроенных однокашников было устроено прослушивание модернизированного усилителя, в результате которого Хэд заработал 2 доллара. Один из друзей, как раз тот, что выделил недостающие деньги, был настолько потрясен качественным скачком, что возжелал пару 300B немедленно, предложив за них $10,15 и уже потраченные $2. Сделка тут же состоялась, и в следующую субботу Хэд приобрел новые лампы, изрядно удивив сотрудника фирмы. С уникальным триодом 300B связана вся последующая профессиональная деятельность Денниса Хэда. С 1974 по 1989 годы он разрабатывал мощные модуляторы для радиопередатчиков, но не забывал и про усилители для домашнего аудио, пока только для собственной системы. Наиболее впечатляющим был, пожалуй, триодный однотактный оконечник мощностью 300 ватт. Комплект ламп включал пару 6CG7, управлявших любимым Western Electric 300B, на выходе стоял мощнейший Eimac 3CX1500. Для охлаждения этого монстра пришлось задействовать вентилятор, с помощью которого до этого проветривали домашнюю библиотеку. Предварительный усилитель, проигрыватель грампластинок и акустические системы AR3 Хэд установил в жилой комнате. И пусть теперь кто-нибудь скажет, что однотактники слабосильны. По крайней мере этот был способен сокрушить камень.

Второй такт

Можно считать, что история Cary Audio Design началась в 1957 году с голубой ленты - награды за сконструированную Деннисом Хэдом аудиосистему. Но в реальные формы детское увлечение ее основателя облачилось не столь уж и давно.

В 1989 году изобретатель все-таки решил создать собственную фирму, которая занималась бы исключительно разработкой и изготовлением аудиотехники, в первую очередь ламповых усилителей. К этому времени он уже был совладельцем нескольких небольших фирм, специализировавшихся в основном в сфере высокочастотных передатчиков и оборудования для радиостанций. Однажды, прослушав в High End-салоне несколько образцов усилилителей разных производителей и не найдя в их звучании ничего примечательного, Хэд пришел к выводу, что способен сделать конкурентоспособную продукцию. Во время обеда он изложил эти мысли своей жене Донне и, найдя с ее стороны полную поддержку и понимание, приступил к делу. На личные сбережения и привлеченные капиталы сторонних инвесторов Деннис Хэд арендовал площадь в 800 квадратных футов в одном из зданий, расположенных в индустриальном районе небольшого городка Кэри, штат Северная Каролина. Уже к концу лета того же года были окончательно отработаны две модели - PD-1 и CAD-100. Первая представляет собой пассивный линейный предусилитель, второй - оконечный моноблок с выходной мощностью 100 ватт. И вот, имея в послужном списке всего два аппарата, Cary Audio отважилась на полноцветную рекламу на страницах элитного «Stereophile». В результате очень скоро были проданы несколько первых экземпляров, а всеобщее признание пришло после зимней выставки аудиотехники CES в Лас-Вегасе. С тех пор тысячи и тысячи любителей музыки во всем мире открыли для себя совершенство звука Cary Audio.

Продажи росли экспоненциально, и это стало сказываться на непосредственной деятельности Хэда - разработке усилителей. Через ассоциацию бизнеса он познакомился с Билли Райтом (Billy Wright). Его богатый опыт в управлении и финансовых операциях позволил ему легко влиться в команду фирмы. Таланты Билли и Денниса гармонично дополняют друг друга и позволяют Cary Audio держаться на переднем крае мира High End Audio. В конце концов партнеры выкупили доли других акционеров, и в настоящее время компания принадлежит им двоим, причем доли распределены поровну - 50 на 50. Хэд, как творческая натура, отвечает за выработку философии компании, определяет направление развития. Более прагматичный Райт занимается производством и финансами.

Два такта хорошо, а один лучше?

Краткое отступление, посвященное схемотехнике ламповых усилителей и связанных с ней тонкостей. Дело в том, что в отношении Cary Audio Design это приобретает особый, более глубокий смысл, нежели фанатичное следование раз и навсегда выбранной линии поведения. Дело в том, что в спектре продукции Cary Audio есть как однотактные, так и двухтактные (пуш-пулльные модели). Но, как сообщает об этом Деннис Хэд в своих рекламных буклетах и недавно подтвердил в личной беседе с корреспондентом «СAV», его предпочтения однозначно стоят на стороне однотактной схемы. В истории CAD можно отметить как минимум два интересных факта, связанных с этим подходом. Мы не будем вдаваться в, очевидно, бесплодную дискуссию, а просто там, где это необходимо, предоставим слово самому Деннису Хэду, коли уж этот материал посвящен ему и его фирме.

Для начала вспомним, что первый усилитель Денниса был сконструирован именно по однотактной схеме. Сейчас бы сей факт не вызывал особого удивления, но тогда, в 1957 году, это стало сенсацией. Чтобы понять почему, сделаем небольшой экскурс в историю. Как известно, электровакуумный триод был изобретен американским инженером Ли Де Форестом (Lee De Forest) в 1906 году. Им же в 1912 году был предложен первый многокаскадный (точнее, трехкаскадный) однотактный усилитель на триодах. Через несколько лет конструкция триода была значительно улучшена ученым Гарольдом Арнольдом (Harold Arnold), работавшим в уже известной Western Electric Company. Интересно, что в том же 1912 году Е. Колпиттсом (E. Colpitts), возглавлявшим исследовательские работы в WE, была открыта пуш-пулльная схема. Но еще долгое время фирма применяла исключительно однотактные усилители в качестве повторителей для своих телефонных линий, выкупив патент у Ди Фореста. Наконец, в 1921 году радиоинженер Блэк (H. Black) обнаружил, что если вернуть на вход усилителя часть выходного сигнала в противофазе, то искажения уменьшаются в той же пропорции, что и усиление. Предложенное им решение получило название «отрицательная обратная связь» и впоследствии применялось очень широко.

Однотактные и двухтактные усилители, тем не менее, продолжали развиваться параллельно и независимо друг от друга вплоть до начала 30-х годов. Причем пуш-пулльные конструкции разрабатывались большей частью для озвучивания больших помещений, театров, концертных залов и т.д., то есть для тех случаев, где требуется высокая мощность. Коренным образом ситуация изменилась в 1937 году, когда английский инженер В. Кокинг (W. T. Cocking) опубликовал в журнале «Wireless World» серию статей, в которых обосновывал основные технические параметры усилителя, обуславливающие высокое качество звучания. В частности, по Кокингу коэффициент искажений не должен превышать 5%. Далее он сравнил триоды и пентоды в различных вариантах включения и пришел к выводу, что оптимальным вариантом будет выходной каскад на триодах в пуш-пулльном включении. С этого момента в мире аудио начинается эра High Fidelity, а однотактная схема была надолго подвергнута забвению. Чуть позднее схема усилителя Кокинга была переработана знаменитым английским инженером Д. Виллиамсоном (D. Williamson). С его подачи вначале в Великобритании, а затем и во всем мире началось повальное увлечение двухтактными усилителями с глубокой обратной связью, обладавшими высокой выходной мощностью, широким частотным диапазоном и исчезающе малыми искажениями. В 50-х годах пришла мода на пентоды. Сегодня уже сложно сказать, что руководило Деннисом Хэдом в 1957 году, когда он собрал свой первый однотактник на триодах: гениальное предвидение или банальный недостаток знаний или элементной базы. Но увлечение триодами и одним тактом осталось на всю жизнь.

Первыми об однотактной схеме вспомнили японцы в середине 70-х годов, а главным идеологом движения за возрождение принято считать Нобу Шишидо (Nobu Shishido). Возможно, одной из главных причин увлечения японских аудиофилов однотактными усилителя является их необъяснимая любовь к звучанию старых европейских и американских рупорных громкоговорителей с очень высокой чувствительностью. Как бы там ни было, но японцы бросились скупать первые усилители и лампы Western Electric, а вскоре разработали и собственные модели. Здесь можно вспомнить историю г-на Хиройашу Кондо и его фирмы Audio Note. Его долго никто не понимал, а в конце концов признали чуть ли не гением. К середине 80-х годов увлечение однотактными усилителями вновь набирает обороты и наконец приходит на родину, в Соединенные Штаты Америки. И вот здесь пора упомянуть о втором, пожалуй, самом главном факте. Компания Cary Audio Design стала первой в Америке, кто в 1989 году отважился выйти на рынок с однотактным усилителем.

В защиту однотактной схемы Деннис Хэд приводит следующие соображения *:
- минимум компонентов на пути сигнала;
- линейность и стабильность усиления;
- практически полное отсутствие гармонических искажений нечетного порядка;
- усиление волны сигнала происходит без ее разделения на положительную и отрицательную части, что определяет отсутствие фазовых искажений;
- способность работы без отрицательной обратной связи (в усилителях CAD возможность введения небольшой ООС на всякий случай предусмотрена).

Субъективно все эти технические понятия чаще всего описывают как завораживающую мягкость, даже «сладкость» («слащавость») среднечастотного диапазона и исключительную прозрачность верха.

А как же пуш-пулльные модели, ведь в каталоге фирмы они составляют почти половину от общего списка оконечных и интегральных усилителей? Наличие в спектре продукции компонентов, относящихся к двум «враждебным» лагерям - не измена своим идеалам, а стремление в полной мере соответствовать требованиям рынка. Все-таки Cary Audio Design - американская фирма со своей спецификой. Тяга американских аудиофилов к высоким мощностям хорошо известна, большинство из них не приемлют аппаратуру, накладывающую на аудиосистему в целом какие-либо ограничения, в данном случае динамические. К тому же, чаще всего однотактным усилителям требуется в пару очень чувствительная акустика, которая либо стоит дорого, либо имеет свои недостатки (чаще всего в басовом регистре). Опять же, по словам Денниса Хэда, главное примущество двухтактников - высокая выходная мощность. Например, оконечные моноблоки SLM-200 и CAD 211M способны отдать в нагрузку до 200 и 260 ватт соответственно неискаженной мощности в ультралинейном режиме. Этого вполне достаточно для высококачественной системы Home Theater, и разработчики не исключают такого варианта применения. А современные материалы, технологии и схемотехнические решения позволяют эффективно бороться с такими недостатками, как высокий уровень третьей гармоники или фазовые искажения.

Кроме отличного звучания, у всех усилителей Cary Audio есть и другие родственные черты, например, исключительно высокое качество изготовления и сборки. Опытные мастера вручную пропаивают схему от вывода к выводу специальным припоем. Предмет особой гордости - выходные и сетевые транформаторы. Они проектируются и наматываются исключительно собственными силами фирмы. Комплектующие и элементы других производителей - только аудиофильского качества: металлопленочные резисторы с допуском 1%, масляные конденсаторы, кабели и, конечно, вакуумные лампы, прошедшие строжайший входной контроль.

В качестве решающего довода, почему он делает аппаратуру именно таким образом, Хэд сочинил нехитрый лозунг: «Потому что Вы любите музыку».

http://www.caryaudio.com/