Саратов, ул. Рахова, д.137
+7 (8452) 32-47-31 / 48-42-11 Пн-Пт: 10–19, Cб: выходной, Вс: выходной.

Без глупостей. Томми Дженвинг из Supra Cables раскрывает секреты своих кабелей.

Без глупостей. Томми Дженвинг из Supra Cables раскрывает секреты своих кабелей Журнал "Салон АВ" 2003 г. №: 5 Николай Ефремов. Выражение "No Nonsense" Томми Дженвинг на протяжении нашего разговора повторял неоднократно. Томми - управляющий шведской компании Supra Cables и глава исследовательского бюро Jenving Technology AB. Бизнес основан в 1976-м, и, пожалуй, это была первая фирма, всерьез обратившая внимание на хай-файные кабели - в те времена этого рынка просто не существовало. Томми принадлежит авторство большинства изобретений, используемых в кабелях Supra, он обладатель нескольких патентов. Нечасто удается побеседовать с человеком, владеющим вопросом на таком уровне. — Так какой же смысл вы вкладываете в выражение "no nonsense"? Это не просто выражение, а наша философия. Всему, что мы делаем, есть простое техническое объяснение безо всякой мистики и шаманства. В основе наших разработок - только реальные физические законы, а в ходе экспериментов применяется масса различных измерительных приборов. Мы одна из немногих фирм, имеющих собственное производство, в то время как большинство брэндов заказывают продукцию на чужих фабриках. У нас все делается под одной крышей, и это самый прямой путь от идеи к дизайну, изготовлению и маркетингу. Возможно, поэтому нам удается держать цены так низко при весьма высоком качестве. Заказывая изделия другим заводам и наклеивая на них свой лейбл, невозможно жестко контролировать качество и в случае необходимости перестраивать процесс, вам позволят вносить лишь косметические изменения. — Хорошо, давайте без мистики и шаманства. Что же все-таки передается по кабелю - ток, напряжение, энергия, поле или что-то еще? Передаются сложные динамические изменения параметров, которые вы перечислили. Меняется сила тока, частота и напряжение, а стало быть, меняется энергия и напряженность поля. Эти явления не существуют по отдельности. Некоторые влияют на звучание больше других, но одно без другого не бывает. Понимание реальных физических процессов порой диктует нетрадиционные конструктивные решения. Например, около 5 лет назад мы выпустили акустический кабель Supra Ply, абсолютно не похожий на продукцию других фирм. Тогда все стремились разнести проводники как можно дальше, мы же, наоборот, придали им плоскую форму и положили друг на друга с минимальным зазором. При этом емкость, конечно, возросла, но это не страшно, главное, что радикально снизилась индуктивность, которая отрицательно влияет на звучание. Многие не понимали, почему мы пошли столь необычным путем, но наша правота была доказана результатами измерений. У Supra Ply полоса пропускания оказалась намного шире, а выбросы на фронтах прямоугольного сигнала - значительно меньше, чем у кабелей традиционной конструкции. Любой, у кого есть генератор и осциллограф, может проверить это. И никакой мистики здесь нет. Это очень важный момент, ведь продавец должен наглядно показать покупателю достоинства товара, а что может быть очевиднее, чем цифры и графики? Наверное, поэтому эти кабели стали невероятно популярными. Это - не единственный успешный проект, основанный на абсолютно объективных критериях. А потому мы железно придерживаемся концепции "no nonsense" и завоевываем все новые и новые рынки. — Какой металл вы предпочитаете для изготовления проводников? Обычную бескислородную медь OFC. Но обязательно луженую - это еще одна фишка, идущая вразрез с общепринятой практикой. И для этого есть причины. Покрытие оловом придает проводнику дополнительную прочность, препятствует окислению и увеличивает сопротивление поверхностного слоя. В данном случае это очень полезно, поскольку затрудняет "перепрыгивание" тока от одной жилы к соседней. Кроме того, мы как бы загоняем сигнал внутрь проводника, снижая действие скин-эффекта. В посеребренных жилах все наоборот - перераспределение тока увеличивается, а скин-эффект максимален, причем наихудший вариант получается в кабелях litz. (Литцендрат, т.е. проводник, состоящий из большого количества тонких жил) Возможно, по этой причине посеребренные провода звучат более грубо и резко, как-то механически. Мы не работали с длинными кристаллами или монокристаллической медью, т.к., на мой взгляд, затраты на эти исследования и производство не соответствуют тому приросту качества, которого можно добиться. Теоретически такой проводник лучше, но на практике пока это доказать сложно. — Значит, вы считаете, что геометрия важнее, чем материалы? Конструкция - это ключевой момент, материалы второстепенны. Может, в ущерб своему бизнесу, но скажу откровенно: и чересчур сложная геометрия, и суперматериалы - скорее рекламный ход, чем насущная необходимость. Если вам предлагают такой кабель, попросите объяснить, что реально дает, например, медь LCOFC 9N (Long Crystal Oxygen Free Copper чистотой 99,9999999%) или хитроумное плетение из 16 изолированных проводников разного сечения. Возможно, какие-то преимущества есть, но стоят ли они тех денег, которые за них просят? Наш самый дорогой акустический кабель Supra Sword ($995) имеет очень простую конструкцию. Вы знаете, что такое бифилярная намотка? — В два провода? Верно, и если эти два провода соединить встречно-параллельно, то их индуктивность взаимно компенсируется. Так в старые добрые времена делали проволочные резисторы. По этому принципу устроены Sword - очень просто и эффективно. У нас есть патент на его геометрию: 24 проводника намотаны на полиэтиленовый сердечник, и половина из них направлена в противоположную сторону. Между ними - тончайший слой изоляции. Это единственный акустический кабель, который мы продаем в разделанном виде, поскольку самостоятельно надеть на него наконечники практически невозможно. Этот кабель дает четкую пространственную картину и расширенную зону стереоэффекта, и я думаю, что причина - в отсутствии временных сдвигов между различными составляющими сигнала. В видеокабелях материалы имеют большее значение, т.к. значительно возрастают требования к изоляции. Чем меньше диэлектрическая постоянная, тем хуже скоростные характеристики кабеля. — Вы сказали, что целиком полагаетесь на результаты измерений. Что нужно мерить, чтобы сделать вывод о звучании кабеля? Основные параметры, конечно: индуктивность, емкость и сопротивление, причем во всем диапазоне частот. Но есть кое-что особое, мы придумали сами. Мы собрали дифференциальный усилитель, который позволяет увидеть разницу между исходным сигналом и тем, что прошел через кабель к реальному громкоговорителю. Подаем прямоугольный сигнал и оцениваем выбросы, которые появляются на высоких частотах. Затем корректируем геометрию, чтобы различие между сигналами было минимальным. Именно так был создан Ply Cable. Я считаю, что такие исследования дают больший эффект, чем эксперименты с монокристаллами и т.д. В видеокабелях необходимо точно выдержать волновое сопротивление 75 Ом во всем рабочем диапазоне, а не на какой-нибудь одной частоте. И очень важно, каким образом вы добиваетесь этой точности. — Вы принимаете во внимание скин-эффект, а многие специалисты считают, что он не сказывается на звуковых частотах... Это действительно так, если говорить о потерях сигнала. Потери мизерные, и они вообще не имеют значения. Беда в том, что из-за скин-эффекта меняется динамика сложного сигнала, его спектр. А это уже может быть заметно на слух. — Я слышал, у вас даже сетевые кабели очень необычные? Да, мы запатентовали оригинальную конструкцию сетевого кабеля под названием LoRad (Low Radiation). На сегодняшний день это единственный гибкий экранированный силовой кабель на рынке, способный выдержать 30000 изгибов. В большинстве подобных разработок имеется дренажный провод, соединенный с экраном, и он обрывается при многократных перегибах. Поэтому такие кабели, в основном, прокладываются один раз, например, в custom installation. Мы сумели избавиться от этого провода и сделать кабель по-настоящему гибким. Изоляция земляного проводника частично изготовлена из полупроводящего пластика. Он обеспечивает надежный контакт с экраном и одновременно изолирует "землю" от других проводников. Кстати, это единственный силовой кабель, сертифицированный в России. Видите, какая помеха? Она передается на другие кабели и чувствительные входные каскады усилителя. LoRad не дает вообще никаких помех, что не только сказывается на качестве звучания, но и улучшает электромагнитную обстановку в квартире, приносит пользу здоровью. Эти кабели у нас охотно покупают фирмы, производящие медицинское и измерительное оборудование, они применяются в звуковых студиях, авиации и car audio, особенно там, где должны подвергаться многократному изгибу. Излучения - очень опасная вещь, поэтому мы экранируем даже акустические кабели. — Томми, скажите откровенно, чего в кабельном бизнесе больше - науки или маркетинга? К сожалению, маркетинга намного больше. Ведь только реклама, пиар могут заставить человека купить новый продукт, наука же здесь бессильна. Поэтому я рад был рассказать о том, что действительно стоит за такой внешне простой вещью, как кабель 01.05.2003