Саратов, ул. Рахова, д.137
+7 (8452) 32-47-31 / 48-42-11 Пн-Пт: 10–19, Cб: 10–18, Вс: 10–16.

Цифроаналоговый конвертер Wadia 521. Кудесник цифры.

«Мы не делаем заурядных устройств. Мы создаем технику, которая вдохновляет» — таков девиз американской компании Wadia, вот уже более 20 лет специализирующейся на разработке и производстве исключительно высококлассной аппаратуры. Что ж, посмотрим, чем и на что может вдохновить цифроаналоговый конвертер Wadia 521 На самом деле те 22 года, что прошли с момента основания Wadia, сложно считать истинным возрастом компании: многие члены команды появились в ней, будучи уже именитыми специалистами в своей области, и лишь продолжили исследования.
Просто тут они получили возможность сконцентрироваться на относительно узком круге задач, чтобы с головой уйти в их решение. Как известно, Wadia занимается только цифровыми источниками, в том числе отдельными CD-транспортами и конвертерами, а также усилителями.
С недавних пор в каталоге американцев стали появляться модные вещицы вроде док-станции для iPod, но основным направлением по-прежнему остается извлечение и обработка цифровых аудиопотоков.
В нашей тестовой лаборатории — Wadia 521, цифро­аналоговый конвертер аудиофильского уровня, не только предназначенный для сопряжения со специализированными транспортами, но и отлично подходящий для перевода уже имеющихся источников с цифровым выходом на новый качественный уровень.
Например, в процессе испытаний модели транспортом служил наш штатный CD-плеер Bryston BCD-1 — аппарат очень достойный, но все же не столь совершенный с точки зрения декодирующей электроники, как Wadia 521. И звук расцвел! Интереса ради мы опробовали даже старенький и весьма недорогой для своего времени проигрыватель JVC. Но даже с ним результат получался неизменно впечатляющий. В этом плане Wadia 521 имеет огромный потенциал, с энтузиазмом откликаясь на апгрейд считывающего модуля, заниматься которым сразу же, к счастью, не обязательно.

 Любому знакомству с техникой предшествует процедура ее распаковки. И тут меня ожидал первый сюрприз: Wadia 521 весит как хороший усилитель — 14,5 кг! По внешнему виду он мало отличается от других изделий бренда:
четыре угловые колонны, прямые линии корпуса, небольшой люминесцентный дисплей лазурно-синего цвета и характерный логотип в левой части фасада. Кнопок нет вообще — управление осуществляется только с пульта, который позволяет переключать входы, корректировать баланс и фазу, отключать дисплей и регулировать громкость на аналоговых выходах.
Между прочим, встроенный цифровой регулятор тут очень серьезный, поэтому Wadia 521 можно использовать даже в качестве предусилителя, если все источники в системе цифровые. На задней панели можно найти самые разнообразные входы, в том числе относительно экзотические ST для стеклянного оптоволокна.
Привычный электрический коаксиальный терминал стандарта SPDIF реализован на разъемах BNC, из-за чего в некоторых случаях может потребоваться переходник-насадка BNC-RCA. Подключение же через полимерную «оптику» TosLink или балансный интерфейс AES/EBU проблем не вызывает изначально.


Итак, с внешним осмотром закончили, пора переходить к препарированию. Для этого потребуется мощный ключ-шестигранник, с помощью которого откручиваются длинные болты на ножках. Они держат верхние шляпки угловых колонн и верхнюю крышку корпуса. Теперь-то стало понятно, отчего Wadia 521, где внутри стоят всего две печатные платы и блок питания, весит так много: толщина всех стенок корпуса составляет целых 5 мм! Совершенно очевидно, что в таком саркофаге чувствительной электронике не грозят никакие наводки. Тем более что блок питания и плата входных разъемов тоже экранированы.

 Осмотр подкапотного пространства Wadia 521 может породить у неискушенного техномана естественный вопрос: почему в бюджетных решениях вся начинка ЦАПа вмещается в один микрочип, а здесь установлена внушительная печатная плата с полностью симметричной разводкой каналов, работающих в режиме «двойное моно», и целой россыпью процессоров, преобразователей и прочих элементов обвязки? Ответ кроется в концепции Wadia:
любой входящий цифровой сигнал не просто конвертируется в аналоговый, но вначале оптимизируется. А для этого он переводится в 24-битную форму с измеряемой мегагерцами разрядностью, разбирается на составляющие, фильтруется, после чего собирается вновь и в таком виде отправляется на конвертеры. Столь сложный процессинг, базовый принцип которого был разработан Wadia еще в 1989 году, позволяет вылечить практически все изъяны потока, привнесенные на этапе считывания и передачи. Фирменная технология называется DigiMaster.
По сути, это программный апскейлер и система фильтров. Но алгоритмы настолько сложны, что для их реализации потребовались программируемый процессор Xilinx XC4003E и два 81-мегагерцевых сигнальных процессора Motorola DSP56004FJ50 с производительностью до 40,5 MIPS (миллионов операций в секунду) — по одному на каждый канал.
После такой тонизирующей клизмы цифровой поток направляется на 24-битные моноконвертеры Burr-Brown PCM1704 компании Texas Instruments. Их тут четыре штуки: каждая пара обслуживает свой канал. Поскольку один чип способен обрабатывать сигнал с параметрами до 24 бит / 768 кГц, то заявленный для алгоритма DigiMaster процессинг потока при частоте выборки 1,4 МГц не кажется маркетинговым ходом — потенциал этих ЦАПов полне позволяет принять и переварить такой чудовищный объем аудиоданных. Однако Wadia не входила бы в высшую лигу производителей, если бы не позаботилась также об аналоговой части звукового тракта.
К сожалению, некоторые элементы на плате наглухо закрыты экранирующими пластинами, но операционные усилители (точнее говоря, эмиттерные повторители) Texas Instruments Burr-Brown BUF634P, реле NEC EA2 и некоторые другие подтверждения состоятельности конструкции выставлены напоказ.


Наконец, поговорим о звучании — то есть о том, ради чего создатели Wadia 521 придумали этот аппарат и не без оснований нарекли его декодирующим компьютером. Слуховой тест проводился на моих стандартных одиннадцати композициях разных жанров с CD-DA, а на закуску были оставлены несколько записей с параметрами 24 бит / 96 кГц (192 кГц конвертер, увы, не понимает) с редакционного файлового плеера Dune HD Base 3.0.
Так вот, скажу честно: я был ошарашен совершенно фантастической детальностью саунда, чувством ритма и филигранным построением звуковой сцены во всех случаях. Каждый инструмент представал словно объемная голограмма, в звучании было много желанного воздуха и совсем отсутствовала зажатость.
Из-за такого эталонного поведения конвертера знакомство с ним затянулось: два дня я сидел у нас в тест-лабе и просто наслаждался, слушая музыку через Wadia 521 и штатную систему на базе проигрывателя Bryston BCD-1, подключенного к конвертеру через AES/EBU, интегральника Bryston B-100 SST и колонок Sonus Faber Cremona M.
Тем не менее оказался во всей этой истории один нюанс:
Wadia 521 настолько здорово формирует звучание на техническом уровне, что сознание невольно переключается с музыки на анализ фонограммы.
Поэтому искренне советовать данный прибор я могу только тем, кому разбирать по косточкам запись не менее интересно, чем восхищаться творчеством композитора и музыкантов. Иными словами, любителям винила и лампы саунд Wadia 521 может показаться чересчур студийным, мониторным, аналитичным. Остальные же меломаны, не сомневаюсь, получат колоссальное удовольствие.

Результаты измерений:



Ограничение полосы пропускания сигнала обусловлены исключительно частотой дискретизации. Неравномерность АЧХ (рис. 1) при частоте дискретизации 96 кГц (зеленый график) в полосе 20 Гц до 20 кГц не превышает 0,15 дБ. Ход характеристик каналов абсолютно идентичен с ничтожно малым разбалансом, не превышающим 0,01 дБ.
Выходное сопротивление стабильно во всем диапазоне частот и составляет 54 Ом. Взаимопроникновение между каналами крайне мало и поднимается выше -100 дБ только в области высоких частот (рис. 2). Значение КНИ, полученное при воспроизведении сигнала с частотой 1 кГц и уровнем -12 дБ FS, составило 0,005%.
Этот параметр на других частотах сохраняет свое значение в широком диапазоне громкостей. Интермодуляционные искажения (рис. 3) проявляются в большей степени (0,014%).
Паспортные данные: Тип – цифроаналоговый конвертер | Название – Wadia 521 | Поддержка входящего сигнала – 16-24 бит, 32-96 кГц | Внутренний процессинг – 24 бит / 1,4 МГц | Регулятор громкости – цифровой, 100 шагов по 0,5 дБ | ЦАП – Texas Instruments Burr-Brown PCM1704 (2 чипа на каждый канал) | Цифровые входы – стеклянное оптоволокно ST (2), SPDIF BNC (2), TosLink, AES/EBU XLR | Аналоговые выходы – стереопара XLR, стереопара RCA |
Варианты отделки – черный анодированный алюминий, неокрашенный анодированный алюминий | Габариты, см – 43,2 х 10,5 x 40,5 | Масса, кг – 14,5
Оценки:
Дизайн - 90% Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%

Плюсы: восхитительное по разрешению и тембральной достоверности звучание, основательная конструкция

Минусы: не поддерживаются потоки с выборкой 192 кГц, маловато цифровых входов бытовых стандартов.

Вывод: Слоган Wadia не лукавит: обладающий феноменальным звуковым разрешением и безупречной передачей тембров конвертер Wadia 521 способен привести ценителей аналитичного студийного звука в подлинный экстаз!

По материалам: Журнал hi-fi.ru