Саратов, ул. Рахова, д.137
+7 (8452) 32-47-31 / 48-42-11 Пн-Пт: 10–19, Cб: выходной, Вс: выходной.

Тестируем активные сабвуферы за 50-60 тыс. руб.

В первом номере журнала за этот год мы изучали сабвуферы, стоимость которых лишь немного превышала 30 тысяч рублей. Сегодня мы попробуем определить, насколько велика прибавка в качестве и количестве баса при увеличении цены почти вдвое.

Всему основа

Расширение бюджетных рамок позволяет разработчикам не только устанавливать в сабвуферах динамические головки большего диаметра и увеличивать отдачу усилителей мощности, но и применять разнообразные подходы к акустическому оформлению. Именно в этом ценовом сегменте ярко заявляют о себе модели, в основе которых лежит схема push-pull, когда два драйвера работают на общий закрытый объем. Ко всему прочему, в этом сегменте встречаются аппараты с системой автоматической калибровки под акустические условия конкретного помещения. Подобные функции хорошо нам знакомы по AV-ресиверам, но здесь они тоже более чем уместны, учитывая, что именно в низкочастотной области нас поджидает большинство неприятных сюрпризов, обусловленных окружающей обстановкой.

В остальном речь может идти лишь об улучшении качественных и количественных показателей. Более крупные и добротные излучатели, тщательно заглушенные тяжелые корпуса, высокая выходная мощность усилительных каскадов — все это благотворно сказывается на глубине и других свойствах выдаваемого сабвуфером баса. Что же касается богатства отделки и коммутационных возможностей, то по этим параметрам и младшие братья сегодняшних конкурсантов выглядели весьма достойно.

Кроме испытания участников в составе кинотеатральной системы традиционно оценивалась и их способность воспроизводить музыкальный материал — как многоканальный (в составе все того же домашнего кинотеатра), так и классическое стерео, для чего сабвуферы интегрировались в наш референсный стереотракт. Учитывая неодинаковый коммутационный арсенал аппаратов, мы отказались от подключения по «высокому» сигналу через кроссовер НЧ-модуля и подсоединяли их к выходу каскадов предварительного усиления интегральника Bryston B100 SST.


Тестовая система (кино)

1. Источник – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. AV-ресивер – Arcam FMJ AVR400
3. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
4. Фронтальная акустика – Elac FS-247
5. Акустика центрального канала – Elac CC-241
6. Тыловая акустика – Elac FS-247
7. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
8. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus

Тестовая система (музыка)

9. Источник – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
10. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
11. Акустические системы – Elac FS-247
12. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus

Тестовый материал

1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника. Реквием», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
4. Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», DTS-HD MA
5. Образ диска Blu-ray «Аватар», CEE, 1080p, DTS-HD MA
6. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS
7. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE
8. CD Гленн Хьюз «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD


MK Sound MX250
Цена - 54 300 руб.

Один из законодателей моды в области кинотеатрального звука, компания MK Sound в старших моделях своих сабвуферов отдает предпочтение схеме push-pull, обеспечивающей глубокий и энергичный бас.






Самый крупный участник нашего состязания удивляет прежде всего высотой корпуса. При более подробном знакомстве обнаруживается, что внутреннее пространство сабвуфера фактически разделено на две части — в нижней нише расположена одна из 12-дюймовых динамических головок, чье излучение направлено в верхнюю камеру, в которой, в свою очередь, смонтирован второй динамик аналогичного размера, излучающий наружу. Таким образом, оба драйвера работают на общий объем в противофазе. Отсюда и название подобной схемы — push-pull. Это специфическое размещение динамиков объясняет немалую высоту корпуса MK Sound MX250.
Черная отделка кабинета весьма аскетична, а весь фасад затянут в матерчатый гриль на жестком основании из MDF. Конечно, рояльный лак смотрелся бы куда солиднее — и одновременно сказался бы на стоимости аппарата; к тому же в темноте кинозала оценить отделку корпусов акустики весьма сложно. Поэтому в данном случае успокаивать должно то, что каждый рубль здесь потрачен на звук. В комплекте с сабвуфером идут резиновые ножки, вместо которых можно при желании подобрать шипы с резьбой необходимого размера. Подобная мера улучшит развязку аппарата с полом, что благотворно скажется на звучании. На задней стенке выделяются большой ребристый радиатор охлаждения выходных каскадов усиления и коммутационная панель, предлагающая самые разнообразные варианты интеграции басового модуля в систему. Четыре пары роскошных акустических терминалов позволяют использовать кроссовер сабвуфера для разделения зон ответственности c основной акустической парой при подключении непосредственно к выходу усилителей мощности. Две пары разъемов RCA помогают реализовать аналогичный подход, но уже оперируя сигналами с выходов каскадов предварительного усиления. Плавно регулируются не только уровень громкости и частоты среза кроссовера, но и фаза. Для реализации режима LFE, когда управление низкочастотным сигналом полностью передается AV-ресиверу, никаких специальных мер не предусмотрено — нужно просто вывести регулятор частоты среза фильтра в крайнее положение и использовать низкоуровневый вход. Усилительный тракт, оснащенный фирменной системой Headroom Maximizer IV, развивает 250 Вт и нагружен на две 12-дюймовые головки.
При первоначальной настройке системы окружающего звучания алгоритм автоматической калибровки нашего ресивера установил для MK Sound MX250 уровень –6 дБ. В процессе тестирования мы решили поднять его до –3 дБ для повышения отдачи сабуфера в низкочастотном регистре.
Аппарат выдает очень основательный и быстрый бас. Схема push-pull позволяет соединять достоинства и нивелировать недостатки акустического оформления с портом фазоинвертора и в закрытом корпусе. Моментальная отдача, упругость и собранность отклика сочетаются в этом сабвуфере с внятной проработкой достаточно низких частот. При этом аппарат адекватно оценивает свои возможности и не пытается нырнуть глубже, результатом чего является полное отсутствие искажений, каши и гудения в самом низу рабочего диапазона. Хорошо показал себя сабвуфер и в составе трифоника. Не обнаруживая себя явным образом, он мастерски дорисовывал звуковое полотно, подводя под него необходимый низкочастотный фундамент.

Результаты измерений:







График АЧХ сабвуфера MK Sound MX250 демонстрирует широкую полку стабильной чувствительности, начинающуюся с середины второй октавы НЧ-диапазона и уверенно вторгающуюся в область средних частот (рис. 1). Ниже этого участка характеристика имеет спад с крутизной 12 дБ на октаву, и на частоте 20 Гц чувствительность падает уже на 18 дБ относительно среднего значения на этом участке. Ввиду невысокого уровня искажений в нижней октаве можно смело рекомендовать активно эквализировать эту область при помощи ресивера (с учетом особенностей помещения) и добиваться выравнивания характеристики. Частотная переходная характеристика выявляет быстрый спад послезвучий (рис. 3). Узкополосные выбросы в районе 60 и 90 Гц незначительны и будут полностью завуалированы при прослушивании музыкального материала. Единственный явный недочет конструкции — неточная градуировка регулятора частоты среза сигнала и неширокий диапазон его работы.

Паспортные данные:
Название – MK Sound MX250 | Выходная мощность, Вт – 250 | Частотная характеристика, Гц – 20—200 (по уровню +/-2 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 40—200 | Динамические головки, см – 30 x 2 | Акустическое оформление – push-pull | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA, высокого уровня | Габариты, см – 59,4 x 38,8 x 50,8 | Масса, кг – 34

Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 90%
Функции - 95%

Итоговая оценка - 95%

Плюсы: быстрый и энергичный бас, богатые коммутационные возможности
Минусы: нет отдельного входа LFE, скромная отделка

Вывод:
Энергичность и выразительность звучания MK Sound MX250 будут кстати при сопровождении кинофильмов, а собранность и легкость подачи позволят успешно использовать его и в составе трифоника


REL R-328
Цена - 57 900 руб.

С продукции компаний, специализирующихся на конструировании и производстве сабвуферов, спрос особый. Британская REL Acoustics входит в число именно таких фирм. Ее модельный ряд составлен исключительно из активных басовых модулей на любой вкус и кошелек






Современная линейка сабвуферов REL выполнена в кубическом дизайне и отделана роскошным рояльным лаком с серебристым металлическим декором. Тут властвует холодный хай-тек — классическая монументальность и строгость внешнего облика сохранились лишь в самых старших моделях фирмы. Практически правильный куб R-328 водружен на довольно высокие ножки, необходимость которых объясняется тем, что пассивный 12-дюймовый радиатор излучает в пол. Здесь мы сталкиваемся с другой схемой построения басовых модулей, когда усилитель мощности нагружен на единственную динамическую головку, а в корпусе аппарата смонтирован еще один диффузор, лишенный магнитной системы и катушки (пассивный радиатор). В комплекте имеются шипы, которые при желании можно ввернуть в опоры для улучшения развязки с основанием, на которое устанавливается сабвуфер. Смонтированная на фасаде длинноходная динамическая головка с диффузором диаметром 10 дюймов на мощном резиновом подвесе закрыта матерчатым грилем, крепящимся на аккуратных магнитных защелках. Высокоуровневый вход традиционно для REL сделан в виде профессионального гнезда Neutrik Speakon, а для подключения к усилителю в комплекте есть специальный кабель. Кроме того, R-328 оснащен отдельными низкоуровневыми входами для широкополосной коммутации и канала LFE. Но и это еще не все — для каждого из трех входов предназначен отдельный регулятор уровня, что сильно упрощает использование сабвуфера в кинотеатральной и музыкальной системах одновременно. Заметим, что такую возможность среди участников теста предоставляет только эта модель. Фаза сигнала регулируется здесь ступенчато — ее можно лишь инвертировать. В кинозале с полным затемнением обращает на себя внимание синий светодиодный индикатор питания. Несмотря на то что расположен он на задней стенке корпуса, его яркости хватает для освещения пространства за аппаратом, что может их отвлекать от просмотра.
Система автоматической калибровки нашего ресивера установила для REL R-328 уровень –7 дБ. И вновь после начала тестирования мы решили поднять этот уровень до –3 дБ, дабы добиться более эффектной отдачи в низкочастотном диапазоне. С первого тестового эпизода стало очевидным, что аппарат не боится нырять на большие глубины. Но если он переоценивает свои возможности, то расплата в виде роста искажений следует незамедлительно. Тем не менее данная модель обеспечивает более основательную и бодрую поддержку снизу в сравнении с другими участниками. Достичь подобных результатов помогает использование драйвера с большим ходом диффузора. Невзирая на весьма скромные размеры, R-328 играет динамичнее и глубже, чем конкуренты, сохраняя при этом упругость и собранность баса. Пожалуй, инженеры REL сумели найти здесь золотую середину между широтой рабочего диапазона и чистотой звучания. Очень достойно сабвуфер показал себя и в составе стереосистемы. Деликатная, но в то же время четко выраженная поддержка снизу облагораживала звучание, а способность аппарата поддерживать ритм и напор пришлась очень кстати при исполнении энергичных рок-композиций.

Результаты измерений:





Наиболее эффективной областью работы сабвуфера REL R-328 следует признать диапазон от 35 до 100 Гц. Именно на этом участке амплитудно-частотная характеристика ведет себя относительно стабильно (рис. 1), а уровень искажений минимален (среднее его значение в диапазоне 40—160 Гц равно 1,7% при уровне звукового давления 96 дБ; рис. 2). Это может предопределить использование аппарата в музыкальном трифонике вместе с небольшими напольными акустическими системами. Встроенный кроссовер обеспечивает спад характеристики в правой части графика с крутизной 24 дБ на октаву. Показания регулятора частоты среза не совсем точные, что необходимо учитывать при настройке системы. На графике кумулятивного спектра видно увеличение времени затухания сигнала на частотах 30—40 Гц, что при прослушивании может вызывать эффект гула в этой области (рис. 3).

Паспортные данные:
Название – REL R-328 | Выходная мощность, Вт – 350 | Частотная характеристика, Гц – 22 (нижняя граница по уровню –6 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 25—100 | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – пассивный радиатор, 30 см | Аудиовходы – RCA, высокого уровня Neutrik Speakon | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 34,3 x 38,4 x 38,5 | Масса, кг – 20,4

Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%

Итоговая оценка - 95%

Плюсы: динамичное и выразительное звучание, богатая коммутация, роскошная отделка
Минусы: нет выходов с кроссовера

Вывод:
Достойный представитель знаменитого британского бренда выступает одинаково успешно как при сопровождении кинолент, так и на музыкальном поприще. А роскошная отделка лишь подчеркивает его высокий класс


KEF XQ60
Цена - 55 000 руб.

Сабвуфер XQ60 относится к третьей по старшинству линейке KEF — после легендарных Muon и эксклюзивных Reference. Фактически именно с этой серии у компании начинается доступная широким массам техника, а потому и интерес к ней повышенный






Сабвуфер сражает наповал еще до начала прослушивания — редко когда в дизайне одного изделия можно встретить подобное сочетание фундаментальности и элегантности. Роскошный овальный кабинет полностью отделан черным рояльным лаком. Поскольку единственная 12-дюймовая динамическая головка излучает в пол, а в качестве акустического оформления выбран закрытый корпус, то облик KEF XQ60 не нарушен даже грилем — на виду лишь изогнутые панели корпуса в потрясающем воображение лаке. Нижнее расположение излучателя заставило использовать в качестве опор высокие резиновые конусы. Традиционно для KEF в высокоуровневой коммутации применен нестандартный разъем-гребенка; впрочем, соответствующая ответная часть в комплекте присутствует. Опасение вызывает лишь успешность подсоединения к такому штекеру толстых акустических кабелей — возможно, целесообразнее было бы приложить к аппарату готовый интерконнект. Низкоуровневый вход здесь единственный, и при подключении к LFE-выходу AV-ресивера регулятор частоты среза фильтра придется выкручивать в крайнее положение. Фаза сигнала меняется дискретно. Выходов с кроссовера, как и предыдущий участник, KEF XQ60 лишен. Однако есть у этого сабвуфера и своя изюминка. Системы автоматической калибровки у него нет, зато он оснащен однополосным эквалайзером, настроенным на наиболее проблемную частоту 40 Гц. Так что при наличии SPL-метра, либо же на слух, можно попытаться подправить результирующую АЧХ, вводя поправки на +6 дБ или +12 дБ на частоте 40 Гц. Еще одной особенностью модели стал неотключаемый автомат управления питанием. То есть при отсутствии полезного сигнала на своих входах в течение определенного промежутка времени аппарат автоматически переходит в режим standby, а при появлении такого сигнала просыпается. С одной стороны, эта полезная функция позволяет не только забыть о необходимости включать и выключать сабвуфер до и после киносеанса, но и сэкономить немного электроэнергии. С другой стороны, к сожалению, пробуждение от спячки занимает некоторое время, в результате чего реакция на внешний импульс запаздывает. А поскольку длительные паузы для канала низкочастотных эффектов LFE являются нормой, то данное свойство KEF XQ60 обретает немалое значение.
Система автоматической калибровки нашего AV-ресивера установила для этого участника необычайно высокий уровень +4 дБ, причем, даже снизив его до нулевой отметки, мы не заметили никакого недостатка в отдаче модуля. Хотя, конечно, акустическое оформление накладывает свой отпечаток на характер звучания аппарата. Очень собранный и быстрый бас показался нам чрезмерно деликатным. Глубокая низкочастотная составляющая обозначалась четко, однако ее подаче не хватало хлесткости. При исполнении музыкальных произведений сабвуфер не акцентировал свой вклад, но органично, осторожно и мягко дорисовывал звуковое полотно в нижнем регистре. Подобный результат говорит о прекрасной согласованности компонентов трифоника, чего обычно крайне сложно добиться. Определенно, именно в этом призвание KEF XQ60.

Результаты измерений:







Плавный спад АЧХ обусловлен закрытым типом корпуса сабвуфера KEF XQ60, обеспечивающим расчетное значение нижней границы на уровне 25 Гц (рис. 1). Скорректировать характеристику в этой области призван встроенный однополосный эквалайзер с центральной частотой чуть выше 40 Гц и двумя положениями регулировки: +6 и +12 дБ. Указанные на регуляторе кроссовера значения частот среза абсолютно точно соответствуют реальным измерениям на отметках 140 и 60 Гц (–6 дБ). В положении 40 Гц ошибка крайне мала (45 Гц). Такое встречается не часто. Значения КНИ находятся за порогом слышимости для данного частотного диапазона даже при высоких уровнях звукового давления (рис. 2), их рост с увеличением громкости звучания сабвуфера незначителен. Кумулятивный спектр затухания сигнала выявляет очень равномерный и достаточно быстрый спад (рис. 3). На частотах ниже 40 Гц наблюдается небольшая временная задержка отклика.
Паспортные данные:
Название – KEF XQ60 | Выходная мощность, Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – 26—140 | Частота среза фильтра, Гц – 40—140 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – закрытый корпус | Аудио­входы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 44,4 x 58,7 x 41,5 | Масса, кг – 22

Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%

Итоговая оценка - 90%

Плюсы: быстрый и упругий бас, стильный дизайн и шикарная отделка
Минусы: нет выходов с кроссовера

Вывод:
Для передачи всего драматизма тектонических катаклизмов в современных блокбастерах этот сабвуфер слишком интеллигентен — что будет весьма кстати при воспроизведении музыки

Sunfire TS-EQ10
Цена - 63 000 руб.

Компания Sunfire всегда отличалась тем, что при конструировании своей техники прибегала к нестандартным решениям — достаточно вспомнить оригинальный подход Боба Карвера к вопросам усиления, реализованный в AV-ресиверах и усилителях мощности Sunfire. Не стали исключением и сабвуферы фирмы






Если бы в нашем сравнительном тесте оценивалась инновационность, то Sunfire TS-EQ10, безусловно, лидировал бы по данному критерию с большим отрывом. Он не похож на конкурентов буквально во всем, начиная с весьма скромных размеров корпуса при довольно внушительном весе и заканчивая полноценной системой автокалибровки с измерительным микрофоном. Но главное — производитель заявляет, что при таких размерах этот малыш на заветной частоте 20 Гц обеспечивает звуковое давление 110 дБ, что выглядит совсем уж фантастически. Удивляют также и мощностные показатели — 2,7 кВт (!) выходной мощности в пике и 600 Вт продолжительной потребляемой мощности из сети. Когда разглядываешь пару 10-дюймовых диффузоров на солидных резиновых подвесах, в голове возникают апокалиптические картины их уничтожения под напором почти трех киловатт баса. Но до этого момента еще есть время, чтобы спокойно осмотреть сабвуфер в тишине.
Небольшой корпус правильной кубической формы отделан 11 слоями рояльного лака благородного темно-красного оттенка. Динамическая головка и пассивный радиатор смонтированы на боковых стенках и занимают практически всю их площадь. По части коммутации Sunfire TS-EQ10 тоже выделяется среди участников теста — только у него оказался балансный вход на разъеме XLR. Из других особенностей отметим также вход 12-вольтового триггера для организации удаленного управления питанием аппарата. Регулировки частоты среза фильтра, уровня усиления и фазы плавные. Кроме того, есть еще один потенциометр, определяющий влияние эквалайзера на результирующую АЧХ. Сам же эквалайзер настраивается автоматически при помощи измерительного микрофона, устанавливаемого в месте прослушивания. Процедура Automatic Room Equalization, в сущности, ничем не отличается от аналогичного процесса при настройке AV-ресивера — сабвуфер воспроизводит набор тестовых тонов, анализирует информацию, получаемую с микрофона, и рассчитывает параметры эквализации.
Вспомнив исполинские цифры в ТТХ Sunfire TS-EQ10, мы ничуть не удивились, когда система автоматической калибровки нашего ресивера определила для канала LFE уровень –10 дБ. Думаю, если бы рабочий диапазон регулировки уровня был бы шире, эта цифра оказалась бы еще ниже. Однако нам требовалось оценить работу именно сабвуфера, и потому дрожащая рука подняла этот уровень до отметки –4 дБ, после чего мы осторожно приступили к прослушиванию. Вы когда-нибудь знакомились с работой устройства, называемого «шейкер»? Его задача — передавать низкочастотные спецэффекты не обычным для акустических систем образом, а посредством вибраций при помощи мощных сервомоторов. То есть работа шейкера ощущается не слуховым аппаратом, а тактильно. Именно о нем мы вспомнили, когда зазвучал Sunfire TS-EQ10. При конструировании его единственного вуфера явно не обошлось без использования наработок по шейкерам. Достаточно сказать, что, неосторожно приблизив пальцы к работающему диффузору активного или пассивного излучателя, можно получить весьма чувствительный удар, а мелкий, но очень массивный корпус аппарата хочется дополнительно придавить чем-нибудь тяжелым, чтобы он в своем трудовом энтузиазме не ускакал прочь. В результате американец груб и неотесан, как и положено настоящему ковбою. Бас в его исполнении энергичен и глубок, но лишен хлесткости и скорости. Именно поэтому в составе трифоника Sunfire TS-EQ10 немного отстает от остального ансамбля, а его работа слишком выделяется на общем фоне. Ему больше по душе сопровождение тектонических катаклизмов и воспроизведение грузной поступи гигантских боевых роботов.


Результаты измерений:






Такому графику АЧХ могут позавидовать не только все прочие участники нашего теста, но и подавляющее большинство известных нам бас-машин. Зона равномерной чувствительности практически полностью охватывает две первые октавы низкочастотного диапазона (рис. 1). Работу Sunfire TS-EQ10 вы сможете в полной мере ощутить не только ушами, но и тактильно. К сожалению, качество воспроизводимого им баса не слишком высокое. Уровень нелинейных искажений завышен во всей НЧ-области (среднее значение этого показателя в диапазоне 40—160 Гц равно 3,8%, при уровне звукового давления 96 дБ), а в первой октаве будет заметен даже на средней громкости (рис. 2). График кумулятивного спектра сигнализирует о длительном времени затухания сигнала (рис. 3). Свое применение этот сабвуфер найдет в составе домашнего кинотеатра. Самые низкочастотные спецэффекты не останутся без его внимания и, возможно, будут поданы даже более выразительно.

Паспортные данные:
Название – Sunfire TS-EQ10 | Выходная мощность, Вт – 2700 (RMS) | Частотная характеристика, Гц – 18—100 | Частота среза фильтра, Гц – 30—100 | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – пассивный радиатор, 25 см | Аудиовходы – RCA, XLR, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA | Габариты, см – 29,2 x 29,2 x 29,2 | Масса, кг – 21,8

Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 85%
Функции - 95%

Итоговая оценка - 90%

Плюсы: компактность, роскошная отделка, неуемная мощь, система автокалибровки
Минусы: басу не хватает хлесткости и скорости

Вывод:
Шикарная штучка способна удивить гостей силой воздействия не только на уши, но и на весь организм. А компактность и солидная отделка станут весомыми аргументами в переговорах с женой


Waterfall HF3
Цена - 55 720 руб.

В тесте сабвуферов в начале нынешнего года принимал участие младший брат этого участника, имеющий модельный индекс HF2, и показал тогда неплохие результаты. Вдвое более мощный усилитель и дополнительный драйвер на фасаде дают надежду на достойное выступление и на сей раз




Французское акустическое ателье Waterfall знаменито прежде всего стеклянными корпусами своих колонок, но для сабвуферов оно выбрало более традиционные материалы. Продолговатой формы корпус Waterfall High Force 3 напоминает системный блок компьютера с двумя круглыми матерчатыми грилями на фасаде. Под ними смонтирована пара динамических головок с диффузорами диаметром 8 дюймов — это самые маленькие излучатели в нашем тесте. В то же время, что примечательно, HF3 тяжелее всех других участников, даже исполинский сабвуфер MK Sound с двумя 12-дюймовымих драйверами немного легче. Корпус изготовлен из плит MDF, усилен дополнительными внутренними распорками и отделан шпоном дерева темного оттенка. Кабинет опирается на небольшие металлические конусы, вворачиваемые в днище. При желании вместо них нетрудно подобрать шипы для лучшей виброразвязки с полом. Строгий дизайн аппарата оживляется металлическим уголком на верхней грани фасада с синим светодиодом индикации питания, чье свечение не отвлекает даже в кромешной тьме зала, что важно для компонента домашнего кинотеатра. Крупный порт фазоинвертора выведен назад, что придется учитывать при установке сабвуфера близко к стене. Кстати говоря, эта модель единственная в тесте, в которой использован такой тип акустического оформления. Радиатор охлаждения выходных каскадов усилителя мощности, регуляторы и разъемы расположились там же — над трубой порта фазоинвертора. Waterfall High Force 3 предоставляет все возможные варианты коммутации. Высокоуровневый сигнал готовы принять солидные позолоченные акустические терминалы, а для низковольтного сигнала есть не только вход, но и выход с кроссовера на хороших разъемах RCA. Специальным переключателем можно выбрать тип входа — LFE, когда внутренний фильтр сабвуфера исключен из цепи, либо определить крутизну фильтра 12 дБ на октаву или 24 дБ на октаву. Все регулировки — частоты среза фильтра, уровня усиления и фазы — плавные, однако лишены градуировки, что порой делает неудобной настройку аппарата. Автомат управления питанием, отключающий сабвуфер при отсутствии в течение определенного промежутка времени сигнала на входе, можно дезактивировать.
Топовый басовый модуль Waterfall продемонстрировал очень аккуратный и интеллигентный бас. Акустическое оформление во многом определило характер звучания сабвуфера, который смело брался за самую нижнюю часть спектра, невзирая на возможный рост искажений. К примеру, инфраимпульс при первом появлении Чужого в сцене, открывающей фильм «Чужие против Хищника», был в исполнении Waterfall High Force 3 четко обозначен, но лишен хлесткости. К тому же вся мощь этого импульса увязла в искажениях. Но в целом при сопровождении кинофильмов такой подход усиливает выразительность низкочастотных эффектов и вполне имеет право на существование. В то же время иногда обнаруживалась типичная для моделей с фазоинвертором аморфность — в напряженных и насыщенных действием эпизодах блокбастеров басу не хватало упругости и скорострельности, а при воспроизведении музыкальных записей это становилось уже критичным, особенно в энергичных рок-композициях. Запаздывание реакций басового модуля акцентировало внимание на его вкладе в работу системы.

Результаты измерений:







График амплитудно-частотной характеристики сабвуфера Waterfall High Force 3 достаточно стабилен и выходит далеко за пределы низкочастотного диапазона (рис. 1). Это позволит согласовать аппарат с акустикой любого типа. При стыковке с использованием встроенного кроссовера необходимо лишь учитывать особенности регулятора оного. На ручке указаны два значения — максимальное 150 Гц (зеленый граф) и минимальное 40 Гц (фиолетовый граф). Логично предположить, что среднее положение — 95 Гц. Ан нет: синий граф явно не соответствует этому значению. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ располагается на отметке 23 Гц. Величина искажений ниже порога различимости во всем диапазоне частот даже при высоких уровнях сигнала (рис. 2). Стоит отметить малый рост продуктов нелинейных искажений в первой октаве, что свидетельствует о высокой перегрузочной способности. Очень чисто выглядит график кумулятивного спектра (рис. 3).
Паспортные данные:
азвание – Waterfall HF3 | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 29—150 | Частота среза фильтра, Гц – нет данных | Динамические головки, см – 21 x 2 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыход – RCA | Габариты, см – 29 x 49 x 52 | Масса, кг – 36

Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 90%
Функции - 95%

Итоговая оценка - 90%

Плюсы: высокая отдача, широкий рабочий диапазон
Минусы: басу недостает упругости и скорости

Вывод:
Мощный, но аккуратный, Waterfall High Force 3 хорошо справляется с сопровождением кинофильмов, насыщенных низкочастотными спецэффектами. Для успеха на музыкальном поприще ему не хватает скорострельности и собранности баса

Итоги

Все участники сегодняшнего соревнования достойны занять место в составе домашнего кинотеатра весьма высокого уровня, а большинство из них уверенно выступают и в составе трифоника — универсальность здесь перестает быть чем-то особенным. Отметим, что если в более доступном сегменте преобладало акустическое оформление с фазоинвертором либо в закрытом корпусе, то тут широко применяются пассивные радиаторы и схемы push-pull. Единственная фазоинверторная модель в тесте Waterfall High Force 3 уверенно выступила даже на фоне более именитых конкурентов, несмотря на то что сабвуферы не являются специализацией этого французского акустического ателье. Заокеанский генератор баса и адреналина Sunfire заинтриговал целым букетом нестандартных решений и удивил мощью и напором при сопровождении кинофильмов. Басовый модуль KEF мог бы получить звание «Выбор редактора» уже только за изысканный дизайн и качество отделки, однако его звучание в составе домашнего кинотеатра лишь подтвердило наше решение. Участник, сконструированный по схеме push-pull, MK Sound MX250 был настолько убедителен в кинотеатральной ипостаси, что получил рекомендацию редакции даже невзирая на весьма скромную внешность. Лучшей же покупкой мы объявляем сабвуфер REL R-328 за сочетание музыкальности, выразительности работы в домашнем кинотеатре и безупречной отделки.


Анатолий Максименко

По материалам: hi-fi.ru